Транспортировка годовиков, двухлетков и производителей
Super Sait-1

Взрослую форель на расстояния до 1500 км перевозят в автоцистернах, до 3000 км - в живорыбных вагонах, более 3000 км - авиатранспортом.
Для межхозяйственных и внутрихозяйственных перевозок используют автоцистерну АЦТП-2,8, смонтированную на шасси автомобиля ГАЗ-53А. В передней части цистерны имеется емкость для льда вместимостью 100 кг (1,5-2 кг льда охлаждают воду на 1°С). Для загрузки и выгрузки рыбы имеется 2 герметичных люка. Обычно выгрузку рыбы производят через небольшой люк в задней части цистерны, причем к люку прикрепляют специальный разгрузочный рукав. Цистерну заполняют водой путем создания в ней вакуума. Воду в цистерне аэрируют путем продувания через нее воздуха. Зимой температуру воды можно повысить при помощи выхлопных газов двигателя, проходящих по специальным трубам.
В рыбхозах используют и живорыбную цистерну АЦЖ Р-3, монтируемую на автомобиле ЗИЛ-164. Устройство ее мало отличается от устройства автоцистерны АЦТП-2,8. Кроме того, используют живорыбную автоцистерну конструкции Укрглаврыбхоза. Вместимость цистерны 2800-3000 л. Более 300 кг форели в них не загружают, обычно же перевозят 100-200 кг. Соотношение форели и воды составляет 1:10 и 1:20.
Перевозят форель и в специальных контейнерах. Используют цистерны ИКФ-4 и ИКФ-5, которые могут быть установлены на грузовом автомобиле любой марки. Контейнеры снабжены компрессорной установкой, бесперебойная работа которой позволяет перевозить форель на расстояние до 300-400 км. Температуру воды в контейнерах поддерживают путем добавления льда или с помощью автоматической холодильной установки. Дополнительное снабжение воды кислородом осуществляют с помощью кислородных баллонов через редукторы.
Перевозку форели на большие расстояния и в значительных объемах осуществляют в живорыбных вагонах. Применяют вагон В-20 и В-329. Живорыбный вагон Б-20 для перевозки рыбы снабжен большим и малым баками. Рядом с баками для рыбы расположены баки для льда. На понижение температуры воды в баках на 1°C расходуется 15 кг льда. В живорыбном вагоне В-329 можно перевозить рыбу при температуре воздуха от -40 до +30°С. Вода в цистернах охлаждается с помощью холодильной установки.
Заявки на вагоны, которые находившиеся в ведении Министерства путей сообщения СССР, принимали в 1У квартале каждого года. Необходимо было заранее добиться разрешения на аренду вагона и заключить арендный договор. При получении вагона составляли приемо-сдаточный акт. Вагон следовало тщательно подготовить для перевозки рыбы, проверить оборудование.
При перевозке велось круглосуточное дежурство. В одном вагоне с базами вместимостью 30 м3 можно перевезти 1,5-3,0 т форели.
С 1977 г. начали эксплуатировать двухвагонные секции для перевозки живой рыбы, которые оснащены необходимыми средствами механизации и автоматизации контроля и регулирования температурного и газового режима в цистернах с рыбой.
Высокая стоимость транспортировки рыбы авиационным транспортом ограничивает ее применение. На самолетах перевозят в основном молодь и икру форели.
Осень и весна наиболее благоприятны для перевозок форели всех возрастов. Перевозку лучше осуществлять при температуре воды в цистерне 3-10°С. Форель, предназначенную для транспортировки, прекращают кормить за 1-2 дня. При этих условиях форель меньше потребляет растворенный в воде кислород и лучше переносит транспортировку.
Привезенную рыбу необходимо поместить и выдержать в течение примерно 1 мес в карантинном пруду.


Super Sait-1