Траловые лебедки для лова рыбы (часть 2)
Super Sait-1

Ваероукладчики приводятся в движение от конических колес, соединенных с наружными ребордами ваерных барабанов через конические шестерни 12 и червячные передачи 11. Наружные концы ходовых винтов 14 ваероукладчиков вращаются в подшипниках кронштейнов стоек. Ходовые винты могут отключаться от ваерных барабанов с помощью кулачковых муфт, свободно насаженных на шейки ходовых винтов ваероукладчиков. В этом случае каретки могут перемещаться вручную маховичками 10.
На современных траулерах кормового траления широко применяются промысловые комплексы, состоящие из трех, а иногда и из четырех однооперациониых лебедок: двух однобарабанных ваерных и одной двухбарабанной или двух однобарабанных вытяжных (кабельно-вытяжных).
Раздельные ваерные лебедки устанавливают по обоим бортам в кормовой части палубы в районе верхнего порога слипа. Вытяжные двухбарабанные или однобарабанные лебедки располагают по оси слипа в носовой части промысловой палубы или ярусом выше.
Ваерные лебедки просты по конструкции. Они состоят из электрического или гидравлического привода, редуктора, ваерного барабана, ваероукладчика с механическим и ручным приводом (для установки каретки в исходное положение), тормозного устройства и систем управления.
Общий вид ваерной лебедки РТМ «Атлантик» приведен на рис. 140.

Траловые лебедки для лова рыбы (часть 2)

Приводной электродвигатель 1, редуктор 6 и стойки подшипников 13 смонтированы на общей фундаментной плите 15. Вращение вала 2 электродвигателя через кулачковую муфту 3 и редуктор передается валу ваерного барабана 10. Барабан сварной, стальной, канатовместимостью 2200 м при диаметре ваера 26 мм. Ваер крепят к внутренней стороне реборды клином 11. Барабан может удерживаться от проворачивания при действии усилия в ваере храповиком 14.
Каретка автоматического ваероукладчика 8 скользит по направляющим 9 от винтовой части на шпинделе 7, получающем вращение через пару цилиндрических шестерен редуктора 6. При ручном приводе шпиндель ваероукладчика, лежащий в подшипниках стойки 12, отсоединяется от автоматического привода и на цапфу 5 насаживается маховик.
Лебедка оборудована индикаторным прибором 4 для измерения тягового усилия на ваере. Травление ваера осуществляется при включенном двигателе и выведенном из зацепления храповике 14.
Для защиты лебедки от перегрузки служит измерительное приспособление натяжения троса. Если тяговое усилие на тросе имеет сверх установленные значения, то двигатель лебедки включается и барабаны травят ваера до тех пор, пока тяговое усилие в ваере не снизится. Автоспуск происходит до тех пор, пока на барабане имеется еще 100 м троса, после чего звучит сигнал и защелкивается храповик. Перестановка контакта срабатывания сигнала и изменение количества предохранительных витков при травлении ваера осуществляются вращением контактного кулачка или регулированием рычагов выключателей. Устройства автоматики размещены в корпусе редуктора и доступны для осмотра через боковые крышки со смотровыми лючками.
Кабельно-вытяжные лебедки предназначены для выборки кабелей трала и вытяжных концов, т. е. для механизации операций подъема (спуска) трала по слипу, а также для выполнения вспомогательных промысловых операций. Рабочими органами лебедок являются два барабана (один кабельный, другой вытяжной) и турачки. Оба барабана могут работать раздельно.
Кинематическая схема лебедки изображена на рис. 141. Электродвигатель 13 посредством зубчатой муфты 12 соединен с валом-шестерней 11 редуктора 10. Вращение от шестерни 11 посредством зубчатого колеса 9 передается на промежуточный вал 7, шестерни 8, 6, 14 и 4. Шестерня 4 насажена на шлицах на грузовой вал 5. На этом валу свободно на подшипниках качения размещены барабаны 2 и 3. Барабаны включают с помощью зубчатой муфты 16. Каждый из них снабжен ленточным тормозом 15 и 17. На грузовом валу 5 консольно закреплена турачка 1. Кабельно-вытяжные лебедки имеют тяговое усилие до 80-100 кН, скорость выборки каната до 0,5-0,67 м/с, канатовместимость кабельного барабана до 250 м, вытяжного - до 60 м.
Траловые лебедки для лова рыбы (часть 2)


Super Sait-1