Механизация сетного ставного лова рыбы (часть 1)
Super Sait-1

Основными операциями сетного ставного лова являются переход к участку лова, установка сетей, выборка сетей и выпутывание из них рыбы, возвращение с участка лова.
Механизация транспортных операций, т. е. доставки орудий лова к участкам лова и обратно, осуществляется путем моторизации используемых промысловых судов.
Поскольку сетной лов распространен практически на всех внутренних водоемах, отличающихся большим разнообразием условий промысла, то и для судов, применяемых при сетном лове, характерно значительное разнообразие типов. В количественном отношении преобладают мелкие деревянные, металлические или стекло-пластиковые беспалубные суда грузоподъемностью 0,5-3 т, оснащенные подвесными, реже стационарными бензиновыми двигателями мощностью от 4-22 кВт. Кроме того, используются гребные лодки, доставка которых к местам лова и обратно производится с помощью буксирных катеров. Из палубных судов на сетном лове применяются рыболовные боты различных типов мощностью 15-44 кВт и специализированные суда - сетеподъемники мощностью 29-66 кВт.
Из всех операций, связанных с обработкой ставных сетей, в настоящее время механизированы только операции их выборки. Для этих целей применяют кулачковые сетеподъемные машины проекта 03, предназначенные для установки на палубных судах, и сетевыборочные машины «Нерпа», предназначенные для использования на беспалубных судах водоизмещением до 3 т.
Кулачковая сетеподъемная машина проекта 03. Принцип работы кулачковой сетеподъемной машины состоит в том, что одна или две подборы сети зажимаются кулачками вращающегося механизма, в результате чего происходит выборка сети. Подборы автоматически зажимаются в определенном месте машины и освобождаются в другом.
Сетеподъемная машина (рис. 97, а) состоит из кулачковой головки 1, являющейся рабочим органом машины, лотка 3 с ролами 4 и систем привода главного вала 2.

Механизация сетного ставного лова рыбы (часть 1)

Кулачковая головка (рис. 97, б) состоит из главного вала 1, свободно проходящего через основание 2, к которому прикреплен кожух 3 и профильный диск (отжимной кулак) 25. На главный вал свободно насажена рабочая корона 21, на ней шарнирно закреплены шестнадцать рабочих рычагов 5. На нижних концах рычагов имеются ролики 4, которые обкатываются по профильному диску. Ролики прижимаются к этому диску шестнадцатью цилиндрическими пружинами 23, которые одним концом прикреплены к рабочим рычагам, а другим - к кольцу 24. Верхний конец рабочего рычага имеет кулачок 19, который в рабочем положении прижат к опорной поверхности 20 рабочей короны. Главный вал 1 посредством втулки 9, насаженной на шпонке 11, соединен с фрикционной муфтой, включающей фрикционный диск 22, закрепленный на втулке 9 болтами 8, два нажимных кольца 6 и 7 с пружинами 15 между ними и нажимной диск 10, размещенный на верхнем нажимном кольце 7. Нажимные кольца перемещаются по направляющим шпилькам 16. При повороте маховика 14 винт 13 воздействует на нажимной диск 10, нажимные кольца 7 и 6 и фрикционный диск 22, благодаря чему достигается соединение между фрикционным диском, нажимным кольцом и рабочей короной. Крышка 18 фрикциона в нижней части сцентрирована на выступе рабочей короны и удерживается в заданном положении шпильками 16. В верхней части крышки закреплена гайка 12 нажимного винта. Верхняя часть рабочей короны закрыта кожухом 17.


Super Sait-1