Механизация дрифтерного лова рыбы (часть 2)
Super Sait-1

Обычно промысловое оборудование для дрифтерного лова включает следующий комплекс устройств, машин и механизмов: для выметки порядка - ролик выметки вожака и сетеотводитель; для предупреждения потери порядка во время дрейфа - амортизатор стояночного вожака или автомат стояночного вожака; для выборки порядка - мальгогер, дрифтерный шпиль, вожакоукладочная машина, механизм для выборки буйковых поводцов, сетевыборочное устройство, состоящее из бортового (дрифтерного) лова и сетевыборочной машины; для освобождения сетей от рыбы - сететрясная машина.
Дрифтерный шпиль предназначен для тяги вожака дрифтерного порядка в процессе его выборки на судно и выполнения грузовых операций. Рабочим органом шпиля является простой фрикционный барабан - турачка, посаженная на вертикальный вал, называемый баллером.
Привод шпиля осуществляется от двигателя внутреннего сгорания, электрического или гидравлического двигателя. Наибольшее применение получили шпили с электроприводом. Привод от ДВС применяют только на малых судах.
Одна из наиболее распространенных конструкций дрифтерного шпиля ШЭД-2 показана на рис. 91.

Механизация дрифтерного лова рыбы (часть 2)

Электропривод и червячный редуктор этого шпиля находятся под главной палубой, а тумба с баллером и барабаном - на палубе.
Электродвигатель 15 с помощью упругой муфты 14 соединен с червячным валом 13. Червячная передача заключена в стальном литом корпусе 12. В верхней части корпуса имеется фланец 8, с помощью которого редуктор крепится к тумбе 7. Червячное колесо 9 посажено на двух шпонках на баллер 11, который вращается в двух подшипниках качения - роликовый подшипник 10 установлен в корпусе редуктора, радиальный шарикоподшипник 6 - в опоре сварной стальной тумбы. Сверху на баллер насажен на двух шпонках 5 стальной литой барабан 3, нижняя часть которого выполнена в виде блока 1 для канатной передачи дрифтерному ролу. Барабан имеет диаметр 350 мм и высоту 450 мм. От осевого смещения вверх его удерживает гайка 2. Барабан сверху закрыт крышкой 4. Баллер имеет сверление, через которое смазка от масленки подается радиальному шарикоподшипнику.
Номинальное тяговое усилие шпиля 12 кН, а кратковременное - 20 кН. Максимальная скорость тяги вожака 0,4 м/с. Близкие значения тягового усилия имеют и другие дрифтерные шпили.
Сети выбирают с помощью сетевыборочного устройства, которое состоит из бортового (дрифтерного) рола и сетевыборочной машины.


Super Sait-1