Побудительные устройства (часть 3)
Super Sait-1

Самоходное побудительное устройство запроектировано и построено на рыбопропускном шлюзе Кочетовского гидроузла. На платформе ходовой тележки смонтирован привод передвижении. Питание электродвигателю подается через кабельный барабан, установленный также на платформе. При эксплуатации такого привода выявились существенные недостатки. Так, при изменяющихся нагрузках на полотно и различном состоянии пути наблюдаются пробуксировка колес, перекос тележки и т д. Оказалась затруднительной и эксплуатация кабельного барабана, особенно на участках пересечения кабеля с канатами механизмов ихтиологического устройства и эксплуатационных затворов. По этим причинам самоходные ходовые тележки в настоящее время не применяются.
На некоторых советских и зарубежных установках был применен канатный механизм передвижения побудительного устройства. Опыт эксплуатации показал, что такой механизм имеет ряд существенных недостатков: из-за вытяжки канатов движение тележки происходит неравномерно, наблюдаются сбой движения из-за перекоса тележки и заклинивание реборд на путях.
Поэтому в последнее время наиболее часто применяется цепной привод передвижения побудительного устройства. На устоях рыбопропускного сооружения смонтированы две бесконечные пластинчато-роликовые цепи. Нижняя и верхняя ветви цепей движутся на своих роликах в направляющих лотках, установленных на устоях вдоль рыбопропускного сооружения. Крепление тяговой тележки производится к верхней ветви цепи через специальный пружинный амортизатор. Цепи располагаются вдоль всего сооружения. В конце рыбонакопителя предусматриваются натяжные устройства для выборки слабины цепи, а на верхней голове рабочей камеры - рамы с поворотными звездочками, изменяющими направление цепи из горизонтального в вертикальное в сторону тягового механизма. Для уменьшения шума, под металлические полосы, образующие поверхность катания, уложена полосовая резина.
Необходимое тяговое усилие складывается из сопротивлений передвижению от массы тележки и полотна, массы цепи и сопротивления полотна при его движении и потоке с учетом дополнительных потерь в направляющих звездочках.
Электропривод тягового механизма состоит из трех частей: двух грузовых частей, каждая из которых состоит из рабочей (ведущей) звездочки и зубчатой открытой цилиндрической передачи, и моторной части, состоящей, например, из коротко замкнутого двигателя, индукционной муфты скольжения, электромагнитного тормоза, цилиндрического двухступенчатого редуктора и открытой цилиндрической зубчатой передачи.
Индукционная муфта скольжения предназначена для стабилизации крутящего момента двигателя при перегрузке от усилия на полотно побудительного устройства.
Тяговый механизм может быть размещен в помещении здания управления или в устоях рыбопропускного сооружения.
Ведущие (рабочие) звездочки необходимо соединять между собой механическим валом, что обеспечивает синхронность движения обеих ветвей цепи и исключает перекосы при движении тележки.


Super Sait-1