Назначение и классификация рыбопропускных сооружений (часть 2)
Super Sait-1

Технологической схемой работы гидравлических рыбоподъемников предусмотрено, что привлечение и накопление рыбы в рыбонакопителе осуществляются противотоком, создаваемым в нем путем подачи воды из блока питания. В конце периода привлечения накопившаяся рыба с помощью специального побудительного устройства переводится в рабочую камеру. После шлюзования собранной в рабочей камере рыбы и выравнивания уровня воды в рабочей камере с уровнем верхнего бьефа, рыбу переводят в выходной лоток, для чего также применяется побудительное устройство.
Рыбопропускные сооружения с такой технологической схемой могут применяться на средненапорных гидроузлах крупных равнинных рек для пропуска производителей различных видов рыб. В России построено два гидравлических рыбоподъемника - на Волжской ГЭС и на Цимлянском гидроузле.

Назначение и классификация рыбопропускных сооружений (часть 2)

Это технологическая схема сохраняется и в рыбопропускных шлюзах, которые целесообразно применять на низконапорных гидроузлах. В конструктивном отношении рыбопропускные шлюзы отличаются от гидравлических рыбоподъемников формой рабочей камеры, которая выполняется в этом случае как камера судоходного шлюза. Первый рыбопропускной шлюз построен на Кочетовском гидроузле на Дону. Ежегодно в его рыбонакопитель привлекается и припускается в верхний бьеф до 1 млн. производителей осетра, белуги, стерляди, судака, леща, сельди и других рыб. Через это сооружение, но данным рыбохозяйственных организаций, проходит свыше 65% подошедших к гидроузлу осетровых рыб. Такая высокая эффективность работы рыбопропускного сооружения не имеет аналогов в мировой практике.
В настоящее время рыбопропускные шлюзы построены на Николаевском гидроузле на Дону, на вододелителе в дельте Волги, на Федоровском гидроузле на р. Кубань, Тахиатишском гидроузле на р. Амударья.
Основное отличие механического рыбоподъемника от гидравлического заключается в способе перевода рыбы из рыбонакопителя и верхний бьеф. В механических рыбоподъемниках он осуществляется и специальных емкостях-контейнерах, заполненных водой.
Преимущество таких сооружений перед гидравлическими рыбоподъемниками в конструктивном отношении очевидно, поскольку отпадает необходимость в таком сложном элементе, как шлюзовая камера, и упрощается конструкция блока питания.
Механический рыбоподъемник построен на Саратовской ГЭС на Волге. На Краснодарском гидроузле на Кубани построен встроенный в плотину механический рыбоподъемник с рыбоспуском. Это экономичный и сравнительно простой по исполнению тип рыбоподъемника, в котором осуществлен одновременно перевод в верхний бьеф идущих на нерест рыб и скат рыб и молоди из верхнего бьефа в нижний. Рыбоподъемник оказался эффективным: в 1974-1979 гг. через него прошло около 5 млн. шт. различных рыб (севрюга, рыбец, шемая,, судак, лещ и др.).
Разработана и построена плавучая (передвижная) установка для накопления и транспортирования рыбы, основным преимуществом которой является мобильность, обеспечивающая возможность размещения ее рыбонакопителя на участке нижнего бьефа, где отмечена наибольшая концентрация рыб. Опытная проверка передвижной установки на Дону (1970-1972 гг.), Волге (1978 г.) и на Рижской ГЭС (1980-1982 гг.) показала, что она пригодна для привлечения и накопления всех видов цепных промысловых рыб в период их массового нерестового хода и может использоваться в качестве мобильного рыбопропускного устройства.
Кроме того, в нашей стране построены плавучий контейнер (рыбовоз) для доставки по воде накопленной в рыбонакопителе рыбы к местам нереста и автомобильный контейнер с системой жизнеобеспечения для транспортирования рыб по суше с той же целью.


Super Sait-1